21.01.2021, 23:15
Интернет Магазин
изготовление индивидуальных изделий под заказ

История гипса, как появился архитектурный лепной декор

Гипсовая история

Декоративные изделия из гипса, так называемый гипсовый декор, лепнина, сопровождают историю человека многие тысячелетия.

Гипс – это осадочная порода, образованная в результате испарения морской воды. При полном высушивании (или обжиге) гипс легко превращается в порошок. При добавлении воды смешивается в однородную массу, которой можно придать любую форму. Название «гипс» пришло к нам от Древних Греков, называвших «гипсом», то есть «кипящим камнем» материал, широко использовавшийся ими в строительстве и архитектурном искусстве. По характеру примеси гипс может быть, как чисто белым, так и розовым, серым, коричневым и т.д.

Знаете ли Вы о том, что гипс, как материал для строительства, открыли ещё Древние Египтяне?
Наряду с древними фресками, наскальными рисунками, остатками строений, храмов, жилищ, история многих народов, эпох и цивилизаций предстаёт перед современностью в виде украшенных лепниной колонн, настенных панно, статуй и т.п.
потолочная розеткаК сожалению, точные даты открытия и начала использования гипса в строительстве, архитектуре и искусстве, установить точно не удалось. Но научные исследования археологических находок говорят о том, что гипс используется человеком уже более 7000 лет, а начало истории применения в виде лепнины положено древними египетскими династиями фараонов. Этот материал использовался в качестве штукатурки и соединительного материала при строительстве пирамид, возведении колонн в Храмах и жилищах фараонов и наибольшего расцвета достиг при правлении Тутанхамона и Хатшепсут. Именно к периоду правления этих фараонов относят культ изваяния человеческого тела из гипса и статуй. В это же время гипс нашёл применение и в древнеегипетской медицине, в частности – для обездвиживания, фиксации подвижных частей тела при переломах и других видах деформации, что также успешно применяется и в наши дни.

Изделия из гипса существовали в Древней Греции и Риме.

Архитектурный лепной декор

Древние Греки достаточно широко использовали гипсовую лепнину в обрамлении жилищ и общественных мест. До наших дней дошли настенные гипсовые изделия, изображающие сцены из жизни богов, мифических героев. Использовалась лепнина из гипса и в обрамлении конных проёмов и дверных порталов.

До наших дней дошли не только прекрасные произведения искусства, остатки архитектуры с использованием гипсовой штукатурки времён Древней Греции, но и достаточно подробное описание использования гипса. Писатель Теофраст в своих произведениях (327-287 гг. до н.э.) рассказывает о технологии обрамления храмов. Подробные описания работы с гипсом, изготовления лепнины оставили потомкам и Древние Финикийцы.
Именно античные мастера заложили основу культуры рельефных настенных украшений из гипса, которая получила развитие и нашла отражение и применение практически во всех архитектурных стилях: готике, классицизме, ренессансе, барокко, ампире и рококо. Зодчие Эллады подарили миру конструктивные элементы декора – карнизы с орнаментом, капители колонн и пилястры.
Древний Рим внёс свой вклад в виде стукко – уникального стиля лепного декора из гипса с добавлением мраморной крошки и клея. Изделия стукко отличаются особой прочностью и после полировки не уступают по красоте мрамору.

От Средневековья до наших дней

Средние века отличались сдержанностью и отсутствием особого изящества в искусстве и архитектуре. Однако готический стиль XII века будоражит восприятие не одного поколения великолепной лепниной собора Парижской Богоматери и Кёльнского собора.

Декор в соборах

В эпоху Возрождения лепной декор расцветает и украшает собой как общественные места, храмы, так и жилые дома. Чаще всего используются в это время стилизованные растительные формы – лавровые и пальмовые ветви, виноградные гроздья в переплётах лозы, цветы и фрукты. Каждый элемент или гипсовое изделие имели своё символическое значение – от олицетворения плодородия, до хвалебного и прославляющего тона.
До середины XIX века наблюдалось повсеместное тяготение к прошлому в архитектуре и, соответственно, декоре. Античные темы, использование стандартных стилистических решений, присутствовало повсеместно. И только к концу девятнадцатого – началу двадцатого веков в архитектурном исполнении и оформлении стало появляться что-то новое.
Эпоха модерна внесла в лепной декор естественность и сочетание эстетики с функциональностью.

Декор в метро

К концу XX столетия, пережив период тяжёлого ампира и авангарда, гипсовый декор «вышел на свободу» и прочно поселился не только в дизайне метрополитена, санаториев и прочих публичных мест, но и личных апартаментов, домов и усадьб.

Современный декор

Современный, так называемый среднестатистический, человек вполне может себе позволить не только восхищаться гипсовой лепниной античности, изучать по обломкам тайны мастерства Древности, но и «писать» историю своей жизни руками талантливых мастеров и посредством гипсовой лепнины.